НАСТАВНИЧЕСТВО
06.03.2023
Наставничество – форма обеспечения профессионального становления, развития и адаптации к квалифицированному исполнению должностных обязанностей лиц, в отношении которых осуществляется наставничество. Форма наставничества – способ реализации системы наставничества через организацию работы наставнической пары или группы, участники которой находятся в заданной ролевой ситуации, определяемой основной деятельностью и позицией участников.
Основными
принципами системы наставничества педагогических работников являются:
1) принцип
научности - предполагает применение научно-обоснованных методик и технологий в
сфере наставничества педагогических работников;
2) принцип
системности и стратегической целостности - предполагает разработку и реализацию
практик наставничества с максимальным охватом всех необходимых компонентов
системы образования на федеральном, региональном, муниципальном уровнях и
уровне образовательной организации;
3) принцип
легитимности подразумевает соответствие деятельности по реализации программы
наставничества законодательству Российской Федерации, региональной
нормативно-правовой базе;
4) принцип
обеспечения суверенных прав личности предполагает приоритет интересов личности
и личностного развития педагога в процессе его профессионального и социального
развития, честность и открытость взаимоотношений, уважение к личности
наставляемого и наставника;
5) принцип
добровольности, свободы выбора, учета многофакторности в определении и
совместной деятельности наставника и наставляемого;
6) принцип
аксиологичности подразумевает формирование у наставляемого и наставника
ценностных отношений к профессиональной деятельности, уважения к личности,
государству и окружающей среде, общечеловеческим ценностям;
7) принцип личной
ответственности предполагает ответственное поведение всех субъектов
наставнической деятельности – куратора, наставника, наставляемого и пр. к
внедрению практик наставничества, его результатам, выбору коммуникативных стратегий
и механизмов наставничества;
8) принцип
индивидуализации и персонализации наставничества направлен на сохранение
индивидуальных приоритетов в создании для наставляемого индивидуальной
траектории развития;
9) принцип
равенства признает, что наставничество реализуется людьми, имеющими равный
социальный статус педагога с соответствующей системой прав, обязанностей,
ответственности, независимо от ролевой позиции в системе наставничества.