Речь и альтернативная коммуникация (вариант 2)
Рабочая программа учебного предмета «Речь и альтернативная коммуникация»
(вариант 2) образовательной области «Язык и речевая практика» обеспечивает
достижение планируемых результатов
освоения адаптированной основной образовательной программы обучающихся с
умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), определяет содержание,
ожидаемые результаты и условия их реализации.
Коммуникация
и общение – неотъемлемые составляющие социальной жизни человека. Специфические
нарушения развития ребенка значительно препятствуют и ограничивают его
полноценное общение с окружающими. Физические
ограничения при ДЦП затрудняют формирование экспрессивных движений
(мимика, указательные жесты и др.), работу артикуляционного аппарата, дети с
трудом произносят отдельные звуки и слоги. У детей, имеющих нарушение
интеллекта в сочетании с аутистическими расстройствами, отсутствует потребность
в коммуникативных связях, имеются трудности выбора и использования форм
общения, включая коммуникативную речь и целенаправленность речевой
деятельности. У детей с выраженными нарушениями интеллекта отмечается грубое
недоразвитие речи и ее функций: коммуникативной, познавательной, регулирующей.
У многих детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития устная
(звучащая) речь отсутствует или нарушена настолько, что понимание ее
окружающими значительно затруднено, либо
невозможно.
В связи с этим,
обучение детей речи и коммуникации должно включать целенаправленную
педагогическую работу по формированию у них потребности в общении, на развитие
сохранных речевых механизмов, а также на обучение использованию альтернативных
средств коммуникации и социального общения.
Цель обучения – формирование
коммуникативных и речевых навыков с
использованием средств вербальной и невербальной коммуникации, умения
пользоваться ими в процессе социального взаимодействия.
Смыслом обучения
социальному взаимодействию с окружающими является индивидуальное поэтапное
планомерное расширение жизненного опыта и повседневных социальных контактов в
доступных для ребенка пределах. Для этого организуется специальная работа по
введению ребёнка в более сложную предметную и социальную среду, что
предполагает планомерную, дозированную, заранее программируемую интеграцию в
среду сверстников в доступных ребенку пределах, организованное включение в
общение.